Положение о внутренней системе оценки качества образования
1. Общие положения
1.1. Настоящее «Положение о внутренней системе оценки качества образования в ГАПОУ АО «Коряжемский индустриальный техникум» (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования, ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Архангельской области «Коряжемский индустриальный техникум» (далее - Техникум).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказом Минпросвещения России от 24.08.2022 №762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 №462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»;
приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;
приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
Уставом ГАПОУ АО «Коряжемский индустриальный техникум»;
локальными актами Техникума, регламентирующими организацию и обеспечение образовательного процесса.
1.3. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 28, пункт 3, подпункт 13) установлено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования.
Внутренняя система оценки качества образования ГАПОУ АО «Коряжемский индустриальный техникум» (далее – ВСОКО), утверждаемая и регламентируемая настоящим Положением, соотносится:
с общероссийскими и региональными тенденциями развития образования;
с общероссийскими и региональными стандартами и образцами качества образования;
с общероссийского и регионального стандарта структуры образования;
с общероссийскими и региональными процедурами, инструментами, индикаторами, средствами контроля качества образования.
1.4. Под внутренней системой оценки качества образования в Техникуме понимается совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности реализации образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования.
1.5. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования Техникума являются: преподаватели, обучающиеся и их родители (законные представители), Педагогический совет техникума, методические комиссии, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аккредитации образовательной организации, аттестации педагогических работников, представители работодателей и другие лица.
1.6. Техникум обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение ВСОКО, проводит оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов.
1.7. Данное Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников Техникума, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.
1.8. В настоящем Положении используются следующие термины:
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, потребностям потребителя образовательных услуг и (или) заказчика, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Система оценки качества образования - это система сбора, обработки данных по внутренним показателям и индикаторам, хранения и предоставления информации о качестве образования при проведении процедур оценки образовательной деятельности Техникума, в том числе в рамках лицензирования, государственной аккредитации, государственного контроля и надзора, аттестации педагогических кадров, самообследования.
Мониторинг - систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) ее развития и функционирования заданным целям.
Самообследование - процесс собственного исследования техникума, в результате которого оценивается собственная образовательная деятельность, система управления, содержание и качество подготовки обучающихся, организация учебной деятельности, востребованность выпускников, качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-техническая база, функционирование внутренней системы оценки качества образования и др.
Внутренние показатели и индикаторы системы оценки качества образования - это комплекс показателей и индикаторов, разработанных образовательной организацией, по которым осуществляется сбор, обработка, хранение информации о состоянии и динамике качества образования.
Внутренняя система оценки качества образования - целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами управления Техникумом, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.
Оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения, зафиксированной в нормативных документах, системе требований к качеству образования.
Экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам, требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС).
Показатели - данные, получаемые в ходе определенной деятельности, позволяющие анализировать эффективность этой деятельности и определять уровень достижения поставленных целей.
Критерий - признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта.
1.9. Мероприятия по реализации целей и задач внутренней системы оценки качества образования планируются и осуществляются на основе анализа образовательной деятельности Техникума.
2. Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки качества образования
2.1 Целями ВСОКО являются:
2.1.1 формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования и получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в Техникуме, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
2.1.2 предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования;
2.1.3 принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования;
2.1.4 прогнозирование развития образовательной системы Техникума.
2.2. Задачами построения ВСОКО являются:
2.2.1. формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению, информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга системы образования Техникума;
2.2.2. формирование системы сбора и обработки аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
2.2.3. формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования образовательной статистики и мониторинга качества образования;
2.2.4. изучение и самооценка состояния развития и эффективности деятельности Техникума;
2.2.5. определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;
2.2.6. определение степени соответствия образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям, усиление взаимодействия Техникума с партнерами - работодателями по вопросам совершенствования подготовки обучающихся;
2.2.7. обеспечение доступности качественного образования;
2.2.8. оценка уровня индивидуальных образовательных достижений, обучающихся;
2.2.9. выявление факторов, влияющих на качество образования;
2.2.10. содействие повышению квалификации педагогов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся;
2.2.11. разработка технологии использования результатов оценки качества образования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;
2.2.12. противодействие коррупционным проявлениям в ходе реализации образовательного процесса.
2.3. В основу системы оценки качества образования положены следующие принципы:
2.3.1. объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;
2.3.2. реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учёта индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
2.3.3. открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;
2.3.4. доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
2.3.5. рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
2.3.6. оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
2.3.7. инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
2.3.8. минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с федеральными, региональными аналогами;
2.3.9. взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;
2.3.10. соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в Техникуме.
2.4 Внутренняя оценка качества образования осуществляется посредством:
2.4.1. системы внутреннего контроля качества образования;
2.4.2. мониторинга качества образования обучающихся;
2.4.3. результатов аттестации педагогических работников и администрации;
2.4.4. общественной экспертизы качества образования;
2.4.5. лицензирования;
2.4.6. государственной аккредитации;
2.4.7. государственной (итоговой) аттестации выпускников.
2.5 В качестве источников данных для оценки качества образования используются:
2.5.1. результаты текущего контроля успеваемости и посещаемости, промежуточной и итоговой аттестации;
2.5.2. результаты мониторинговых исследований;
2.5.3. социологические опросы;
2.5.4. отчеты методических комиссий;
2.5.5. результаты посещений занятий педагогов и кураторских часов.
2.6 Объектами оценки качества образования являются:
2.6.1. качество условий (материально-техническое, кадровое, учебно-методическое, финансовое обеспечение, требования к практической подготовке обучающихся, требования к организации воспитания обучающихся);
2.6.2. качество процессов (образовательного, воспитательного профессионального сопровождения выпускников, дополнительных образовательных услуг и т.д.);
2.6.3. качество результатов (степень соответствия образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных программ федеральным государственным образовательным стандартам);
2.6.4. качество и эффективность управления образовательным процессом.
2.7 В качестве методов для оценки качества образования используются:
2.7.1. наблюдение;
2.7.2. анализ;
2.7.3. беседа;
2.7.4. изучение документации;
2.7.5. анкетирование;
2.7.6. тестирование;
2.7.7. отчет;
2.7.8. проверка знаний, умений, сформированных общих и профессиональных компетенций, личностные результаты обучающихся;
2.7.9. мониторинг;
2.7.10. и другое.
3. Организационная и функциональная структура внутренней системы оценки качества образования
3.1. Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя:
- Администрацию техникума;
- Педагогический совет;
- Заседания методические комиссии;
- Психолого- педагогический консилиум;
- Временные структуры (комиссии и др.).
3.2. Администрация Техникума:
3.2.1. Формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование внутренней системы оценки качества образования, и контролирует их исполнение;
3.2.2. Разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования Техникума, участвует в этих мероприятиях;
3.2.3. Принимает участие в проведении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых исследований по вопросам качества образования в техникуме;
3.2.4. Осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о результатах проводимых мониторингов, анализирует результаты
оценки качества образования в техникуме;
3.2.5. Организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;
3.2.6. Обеспечивает условия для подготовки работников Техникума по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
3.2.7. Принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе внутренней оценки качества образования.
3.3. Временные структуры (экспертный совет по качеству) участвуют в обсуждении и заслушивает представителей администрации техникума по реализации внутренней системы оценки качества, дает оценку деятельности руководителей структурных подразделений и педагогических работников по достижению запланированных результатов.
3.4. Педагогический совет техникума:
3.4.1. Содействует определению стратегических направлений развития системы образования в техникуме;
3.4.2. Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования;
3.4.3. Принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации учебной деятельности в техникуме;
3.4.4. Принимает участие в оценке качества и результативности труда работников техникума, распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, устанавливаемом локальными актами техникума;
3.4.5. Заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с техникумом по вопросам образования и воспитания обучающихся, в том числе сообщений о проверке требований СанПиН, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности техникума.
3.5. Методические комиссии:
3.5.1. Участвуют в разработке методики оценки качества образования; участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития техникума;
3.5.2. Разрабатывают совместно с преподавателями, другими участниками образовательных отношений критерии оценки результативности профессиональной деятельности педагогических работников техникума;
3.5.3. Инициируют и организуют конкурсы профессионального мастерства, педагогического мастерства, образовательных технологий и т.д.;
3.5.4. Организуют работу по повышению квалификации и стажировок педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
3.5.5. Содействуют проведению подготовки работников техникума к осуществлению контрольно-оценочных процедур;
3.5.6. Проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию;
3.5.7. Готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне техникума.
3.6. Общее руководство внутренней системой оценки качества образования осуществляет заместитель директора по учебно-производственной работе.
4. Организация работы по обеспечению системного мониторинга качества образования и самообследования
4.1. Ежегодно составляется план проведения ВСОКО с указанием тем и сроков проведения, который утверждается директором и доводится до сведения педагогического коллектива, всех структурных подразделений техникума.
4.2. Результаты ВСОКО могут обсуждаться на заседаниях Педагогического совета, совещаниях при директоре, зам. директора, руководителя структурного подразделения и т. д.
4.3. По результатам ВСОКО разрабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения, осуществляется планирование развития техникума.
4.4. План ВСОКО включает в себя: оценку качества условий, оценку качества процессов и оценку качества результатов.
4.5. Внутренняя оценка качества условий осуществления образовательной деятельности проводится в целях получения информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ и включает в себя:
оценку материально-технического обеспечения;
оценку кадрового обеспечения;
оценку требований к организации воспитания обучающихся;
оценку учебно-методического обеспечения;
оценку требований к организации практической подготовки обучающихся;
оценку финансового обеспечения.
4.6. Внутренняя оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями основывается на следующих критериях:
открытость и доступность информации;
комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
доброжелательность, вежливость работников;
удовлетворенность условиями осуществления образовательной деятельности;
доступность услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
4.7. Внутренняя оценка качества процессов осуществления образовательной деятельности проводится в целях получения информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ и включает в себя:
оценку образовательного, в том числе воспитательного процесса - качества работы
педагогических работников: преподавателей, мастеров производственного обучения, кураторов, специалистов по воспитательной работе;
оценку профессионального сопровождения выпускников – качество работы Службы содействия трудоустройству и практики.
4.8. Организация и проведение внутренней оценки качества работы педагогических работников осуществляется в рамках:
системного мониторинга уровня квалификации педагогических работников;
проведения конкурсов педагогического мастерства;
анализа портфолио профессиональных достижений педагогических работников.
Целями оценочных процедур являются:
получение разносторонней оценки о профессиональной деятельности -педагогических работников в Техникуме;
определение соответствия качества преподавательского состава требованиям соответствующего профессионального стандарта (при наличии), требованиям федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ;
анализ динамики профессионального уровня педагогических работников техникума.
Совокупная оценка деятельности педагогического работника оценивает качество его работы по всем направлениям (образовательная деятельность, научная работа, воспитательная работа и т.д.), позволяет выявить резервы и определить пути наиболее рационального использования кадровых ресурсов.
4.9. Внутренняя оценка качества результатов - подготовки обучающихся проводится в целях получения информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее компонентов (дисциплин, модулей, практик и др.), предоставления участникам образовательных отношений сведений о качестве подготовки обучающихся, и включает в себя:
мониторинг освоения образовательных программ.
4.10. Мониторинг освоения образовательных программ осуществляется в рамках следующих мероприятий, проводимых в Техникуме:
проведение контроля текущей успеваемости и посещаемости обучающихся;
проведение промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулям);
проведение промежуточной аттестации обучающихся по итогам выполнения курсовых работ (проектов);
проведение промежуточной аттестации обучающихся по итогам прохождения практической подготовки;
проведение анализа учебных и внеучебных достижений обучающихся;
проведение конкурсных мероприятий среди обучающихся;
проведение государственной итоговой аттестации обучающихся.
5. Взаимодействие с участниками образовательных отношений
5.1. Работа по внутренней оценке качества образования строится на уровне каждого структурного подразделения, к работе для данной деятельности привлекаются все участники образовательных отношений Техникуме
5.2. Общее руководство организацией и проведением мониторинга осуществляет директор Техникума.
5.3. Мониторинговые мероприятия проводят администрация и педагогические работники техникума, обладающие необходимой квалификацией и компетенцией.
6. Самообследование как часть системы внутренней оценки качества образования
6.1. Самообследование проводится ежегодно в срок до 20 апреля.
6.2. Техникум обеспечивают открытость и доступность отчета о результатах самообследования.
6.3. Показатели деятельности техникума, подлежащей самообследованию, и порядок его проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
6.4. Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности техникума, а также подготовка отчета о результатах самообследования.
6.5. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:
планирование и подготовку работ по самообследованию;
организацию и проведение самообследования;
обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;
рассмотрение отчета органом управления образовательной организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса.
6.6. Форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются техникумом самостоятельно.
6.7. Результаты самообследования оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности техникума, подлежащей самообследованию.
6.8. Отчет подписывается директором и заверяется печатью.
6.9. Размещение отчета, на официальном сайте техникума в сети «Интернет», и направление его учредителю осуществляются не позднее 20 апреля текущего года.
7. Заключительные положения
7.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся при изменении нормативных документов Законодательства РФ.
7.2. С данным Положением участники образовательных отношений знакомятся под роспись: педагогические и административные работники на Педагогическом совете, обучающиеся на классных часах, родители (законные представители) на родительских собраниях учебных групп, а также путем размещения Положения на официальном сайте техникума в сети Интернет